Фитнес-центры разного уровня отличаются не только ценами и предоставляемыми услугами, но и способами, которыми сотрудники обманывают работодателей. Впрочем, есть и общие для всех клубов беды.
Фитнес-индустрия – весьма динамично развивающаяся отрасль. В Иркутске сегодня работает
около 60 фитнес-центров. К таковым себя могут причислять как небольшие залы и скромные «качалки», так и огромные комплексы, где к услугам посетителей многочисленные тренажеры, бассейн, сауна, массажный кабинет, салон красоты и зона SPA.
Мимо кассы
Фитнес-центр может как продавать абонементы – на срок от одного месяца до года, – так и брать плату за разовое посещение. В элитных клубах клиентам предлагаются исключительно абонементы (клубные карты), причем продолжительность их действия редко бывает менее полугода. А вот владельцы скромных залов, да еще расположенных в переферийных районах, не могут позволить себе такой роскоши: есть универсальное правило – чем менее обеспечена целевая аудитория фитнес-центра, тем большая доля его выручки приходится на «одноразовых» клиентов.
Проблема с разовыми визитами заключается не только в непостоянстве посетителей. Дело в том, что оплату за отдельное занятие администратор или тренер клуба могут класть непосредственно себе в карман.
Частная практика
Все центры стараются предлагать своим клиентам услуги по составлению индивидуальной тренировочной программы, многие – также консультации врача, диетолога и косметолога. Но эти специалисты легко могут, что называется, переключить клиента на себя. Некоторые владельцы, не надеясь проконтролировать тех же тренеров, договариваются, что все деньги за персональные занятия они оставляют себе, но и зарплату при этом получают символическую. Однако найти работников, согласных на такие честные отношения, непросто. Большинство мечтает и о гарантированном доходе, и старается не упустить возможности «урвать» что-нибудь дополнительно.
Еще сложней обстоят дела, если в фитнес-центре имеются массажный кабинет, SPA-салон и т.п. Для организации работы персонального тренера или консультанта не нужны (или почти не нужны) дополнительные средства, тогда как рабочее место, допустим, массажиста требует немалых расходов: это и отдельное помещение, и инвентарь, и простыни и т.д. Соответственно, и возможный ущерб, если этот массажист будет договариваться с клиентами об услугах на дому, окажется несоизмеримо большим.
Расходная статья
При наличии косметических и других дополнительных услуг руководитель сталкивается с проблемой воровства расходных материалов. Традиционные советы по противодействию этому сводятся к ежедневному учету расхода продукции, необходимой для выполнения каждой из процедур, и разработке соответствующих норм, на основе которых персонал премируется или штрафуется. На практике все это помогает мало.
Как правило, сотрудники кооперируются. Они максимально экономят выдаваемые им средства, делятся друг с другом остатками, а «выпавшие в осадок» целые упаковки реализуют. Как вариант – замена дорогих средств более дешевыми. В любом случае владелец тратится на продукцию, которую в итоге его работники продают «налево», и при этом страдает качество оказываемых клиентам услуг.
Печальная правда заключается в том, что подобное мелкое воровство практически неистребимо. Это не значит, что с ним не нужно бороться, просто надо понимать, что разумными способами противодействия его можно снизить лишь до некоторого определенного уровня, а уже с этим уровнем – лишь мириться, как с накладными расходами.